Старообрядцы

                          Старообрядцы

Старообрядцы Середина XVIIв. Патриарх Никон приводит богослужебную реформу. Не всем староверам понравились нововведения и они, основав общины, отделяются от остальных православных, считая новую религию неблагочестивой.

 

Практически 200 лет у образовавшихся общин не было собственно священства. Службы проводили беглые священники, которые поддерживали старообрядцев либо службы проходили вообще без них. Общины, которые расположились на берегу Белого моря, вообще отказались от священнослужителя и священных таинств. Таким образом, старообрядцы разделились на два течения: беспоповцы и беглопоповцы.

В XIXв. старообрядцы получили разрешение вступать в церковное общение. Тех, кто начал возвращаться к церковным обрядам, стали называть единоверцами. Во время службы женщины и мужчины занимают разные части храма. Руки у всех сложены на груди, поклоны (земные и поясные), делают только в определенных моментах во время службы. Движения во время службы минимальны: запрещено ставить и покупать свечи, а также подходить к иконам во время службы. Служба, которая совершается по старому обряду, длится намного дольше, чем послереформные. На богослужении полностью читают утренний канон и кафизмы. Пение у старообрядцев сильно отличается от клиросного многоголосного исполнения. У старообрядцев отсутствует многоголосие. Стараются петь в полный голос и приближаются к унисонному исполнению. Ноты у староверов отсутствуют, все записано “крюками” – это знаки в виде запятых сверху над текстом. Кроме того, в тексте встречаются указания правильного пения: велегласно, ровно или косно. Ранее церковный хор составляли только мужчины, но так как певцов немного, то, на данный момент, основу хора составляют женщины.

Старообрядцев долгое время преследовали власти и официальная церковь. Несмотря на это, многие выстояли и создали свои старообрядческие общины, которые существуют и в наше время. Такие общины можно встретить не только в России, но и в: США, Канаде, Австралии, Украине, Болгарии и еще в ряде стран. Российское старообрядческое общество насчитывает более миллиона прихожан. У общества есть два крупных центра, один находится в Москве, второй — в Браиле (Румыния). Некоторые современные исследователи уверяют, что Россия и ее сельское хозяйство держалось на регионах, в которых жили старообрядческие общины. На Белом море монастыри Выга построили свое судоходство и ходили в плавание до Шпицбергена. А Петр Первый в то время только думал и мечтал о русском флоте. В XIXв. крупные индустриальные центры в Иваново-Вознесенском, Богородско-Глуховском и Орехово-Зуевском районах, были подчинены старообрядцам.

Как утверждают исследователи, большая часть российского капиталовложения принадлежала старообрядцам. Кроме того, старообрядцы занимались благотворительностью и меценатством. При помощи старообрядцев, в Москве были построены драматический театр им. Незлобина, оперный театр им.Зимина и художественный им.Саввы Морозова.

Мы видим, что хоть старообрядцы и поддавались гонению церкви и официальной власти, они сумели выстоять и сохранить свою древнюю веру. Общины сумели приспособиться к самым суровым условиям жизни. Они смогли не просто выжить, а и сыграть положительную роль в развитии экономики России. Кроме того, старообрядцы старались сохранить памятники русской культуры средневековья. Во многих общинах хранили с особым почтением рукописи древности, старинные книги и иконы, разную церковную утварь.

Старообрядцы являются и создателями новой культуры, в которой человеческая жизнь проходила в общинном строе и подчинялась соборным решениям. А сами решения брали за основу христианские догмы и Священное писание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.